Мне видится заблуждением мысль о том, что духовное развитие должно пробудить в человеке что-то неведомое, уникальное, исключительно высокое, противопоставляющее его всем "непросветлённым".
А что же будет с тем, что значительно пониже, в обыкновенной человеческой реальности, которая никуда не девается, как ни пытайся скрыться от неё в прекрасных, но вымышленных мирах?
Разве все задачи этой реальности уже решены, а весь опыт освоен настолько хорошо, что теперь только воспарить остаётся?
Если да, то великое уважение...
Но разве это вообще возможно в рамках одной жизни?
Ведь легче всего на самом деле изъять себя из действительности, объявить чуждой всю эту житейскую суету, признать других неспособными понять тебя.
И не хватит отпущенного времени, чтобы научиться самому понимать каждого.
Чтобы прийти к любви, отличая её подлинность от выматывающих страданий.
Чтобы не нуждаться во врагах для ощущения собственной ценности.
Чтобы добраться до той взрослой точки, которая перестаёт спрашивать с прошлого за всё своё несостоявшееся.
Чтобы выдержать встречи с собственной тенью, со своим стыдом, завистью, виной, высокомерием...со всем, что так сладко осудить в других, но ещё слаще не признать в себе.
Чтобы видеть силу в отказе от насилия, а не наоборот.
Чтобы примириться с невозможным.
Чтобы прикоснуться ко дну своего несовершенства, посмотреть в зеркало своего завершения, справиться со своими заблуждениями.
Чтобы не разыгрывать людей в орлянку собственных амбиций, перебирая их, словно ягоды на варенье.
Чтобы прощать и просить прощения.
Чтобы уметь говорить обо всём раньше, чем выносить вердикты.
Чтобы уметь согреть хоть кого-то, не коллекционируя виноватых.
Чтобы жить той жизнью, которая есть, создавать в ней возможное, обихаживать её сады.
И это лишь крупицы из того, что входит в "обязательную человеческую программу".
Обязательную для любого, кто наделён разумом.
Постигать её осознанно и не лениво - суть духовного развития. Практика его.
Питать душу красивыми теориями недостаточно. Им надо соответствовать.
В реальности соответствовать, а не приподнявшись на крыльях того модного, к сожалению, просветления, в котором сочинить миф о своей исключительности становится важнее, чем решиться на доброту.
Самую обыкновенную, но такую вдруг недоступную...
Лиля Град